Тоталитаризм и демократия
Тоталитаризм и демократия
Страница 10

История показывает, что современная демократия не может быть демократией одного класса, плебейской или пролетарской, научный социализм вырастает не из классовой борьбы проле­тариата, а из общих тенденций социального и научного прогресса, из логики развития и взаимоотношений всех классов и социальных групп. Пролетариат, противопоставляя себя всем другим общественным слоям, не может породить социализм, демократию. Слишком долго мы пола­гали, что высшее достижение общественной мысли — в классовом по­нимании демократии. Считалось, что нет демократии вообще, а есть демократия определенного класса: рабовладельцев, буржуазии, пролетариата. Высшая форма демократии — «демократия для трудящихся». В постановке вопроса «демократия для кого?» содержится идея избранности, привилегированности каких-то социальных групп, что противоречит, самой сути демократии как равных возможностей для всех. Фор­мула «демократия для кого?» превращается на практике в «демократию ни для кого». Сегодня уже очевидно, что подлинная демократия уни­версальна. Она для всех.

Вот почему встала так остро пробле­ма перехода от недемократии к демократии, от тоталитаризма к демо­кратии. Трудность состоит в том, что тоталитарные и демократические силы, тоталитарное мышление и демократическое — несовместимы. Они не могут бесконфликтно сосуществовать в рамках одной общест­венно-политической формации. Их отношение друг к другу — это всег­да конфронтация. Но проблема и состоит в том, как демократам пре­одолеть тоталитаризм, не переставая быть демократами.

Демократия стремится устранить тоталитаризм, но поскольку в ус­ловиях тоталитарной системы ненасильственные, демократические спо­собы борьбы кажутся невозможными, возникает непростая альтернати­ва: либо откладывать победу над тоталитаризмом на далекие времена, либо не ограничиваться только демократическими методами борьбы.

В чем состояла суть периода, предшествовавшего путчу? В чем за­ключалась тогда задача демократических сил? Были поставлены конкретные цели: в переходе от номенклатурно-бюрократического тоталитаризма к демократии. В области эко­номики — плюрализм собственности, рынок: не монополистический, не мафиозный, не коррупционный. В политике – демонополизация политической жизни, демонтаж КПСС — стержня прежней тоталитарной структуры, деидеологизация, департизация, национализация имущества КПСС, размежевание в КПСС и формирование на этой основе нескольких новых партий.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

УНИТАРИИ (от лат . unitas - единство),..1) в широком смысле - то же, что антитринитарии...2) В более узком смысле - лишь антитринитарии-протестанты. Вместе с догматом о Троице отвергали церковное учение о грехопадении, таинства (в т. ч. признаваемые протестантами). Преследовались и католиками, и ортодоксальными протестантами. В 17 в. обосновались в Англии, с 1-й пол. 19 в. центр движения переместился в США.

ЗАВАРЗИН Алексей Алексеевич (1886-1945) , российский гистолог, создатель научной школы, один из основателей эволюционной гистологии, академик АН СССР (1943) и АМН (1944). Труды по сравнительной гистологии нервной системы, крови, соединительной ткани. Государственная премия СССР (1942).

НОВОСИБИРСК (в 1903-25 Новониколаевск) , город в Российской Федерации, центр Новосибирской обл., порт на р. Обь. Железнодорожный узел. 1431 тыс. жителей (1993). Машиностроение (заводы "Сибэлектротяжмаш", станкостроительный, "Сибсельмаш" и др.), черная и цветная металлургия, химическая и химико-фармацевтическая, легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. ГЭС. Метрополитен (с 1985). Сибирское отделение РАН. 13 вузов (в т. ч. 2 университета, консерватория), 6 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Картинная галерея, музеи: краеведческий, геологический, зоологический, истории и культуры народов Сибири. Возник в 1893 как поселок строителей железной дороги и моста через р. Обь (неофициальное название Гусевка, в 1895-1903 пос. Новониколаевский).



Copyright © 2021 www.politicaledu.ru