Тоталитаризм и демократия
Тоталитаризм и демократия
Страница 10

История показывает, что современная демократия не может быть демократией одного класса, плебейской или пролетарской, научный социализм вырастает не из классовой борьбы проле­тариата, а из общих тенденций социального и научного прогресса, из логики развития и взаимоотношений всех классов и социальных групп. Пролетариат, противопоставляя себя всем другим общественным слоям, не может породить социализм, демократию. Слишком долго мы пола­гали, что высшее достижение общественной мысли — в классовом по­нимании демократии. Считалось, что нет демократии вообще, а есть демократия определенного класса: рабовладельцев, буржуазии, пролетариата. Высшая форма демократии — «демократия для трудящихся». В постановке вопроса «демократия для кого?» содержится идея избранности, привилегированности каких-то социальных групп, что противоречит, самой сути демократии как равных возможностей для всех. Фор­мула «демократия для кого?» превращается на практике в «демократию ни для кого». Сегодня уже очевидно, что подлинная демократия уни­версальна. Она для всех.

Вот почему встала так остро пробле­ма перехода от недемократии к демократии, от тоталитаризма к демо­кратии. Трудность состоит в том, что тоталитарные и демократические силы, тоталитарное мышление и демократическое — несовместимы. Они не могут бесконфликтно сосуществовать в рамках одной общест­венно-политической формации. Их отношение друг к другу — это всег­да конфронтация. Но проблема и состоит в том, как демократам пре­одолеть тоталитаризм, не переставая быть демократами.

Демократия стремится устранить тоталитаризм, но поскольку в ус­ловиях тоталитарной системы ненасильственные, демократические спо­собы борьбы кажутся невозможными, возникает непростая альтернати­ва: либо откладывать победу над тоталитаризмом на далекие времена, либо не ограничиваться только демократическими методами борьбы.

В чем состояла суть периода, предшествовавшего путчу? В чем за­ключалась тогда задача демократических сил? Были поставлены конкретные цели: в переходе от номенклатурно-бюрократического тоталитаризма к демократии. В области эко­номики — плюрализм собственности, рынок: не монополистический, не мафиозный, не коррупционный. В политике – демонополизация политической жизни, демонтаж КПСС — стержня прежней тоталитарной структуры, деидеологизация, департизация, национализация имущества КПСС, размежевание в КПСС и формирование на этой основе нескольких новых партий.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

УНИТАРИИ (от лат . unitas - единство),..1) в широком смысле - то же, что антитринитарии...2) В более узком смысле - лишь антитринитарии-протестанты. Вместе с догматом о Троице отвергали церковное учение о грехопадении, таинства (в т. ч. признаваемые протестантами). Преследовались и католиками, и ортодоксальными протестантами. В 17 в. обосновались в Англии, с 1-й пол. 19 в. центр движения переместился в США.

ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976) , российский историк искусства, член-корреспондент АН СССР (1943). Труды, анализирующие исторические процессы в древнерусском, византийском, западноевропейском искусстве. Мастер атрибуции. Государственная премия СССР (1976).

ТОЛОКНЯНКА , род вечнозеленых кустарников, реже небольших деревьев семейства вересковых. Св. 30 видов, в Северном полушарии; в России 1 вид (толокнянка обыкновенная, или медвежья ягода). Дубильное и лекарственное растение. Листья применяются как мочегонное и дезинфицирующее средство.



Copyright © 2022 www.politicaledu.ru