Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
Страница 6

Правовой нигилизм А.С. Хомякова определил и его отношение к государству, которое противопоставлялось обществу как силе созидающей. Государство решает вопросы политические, а они, по его мнению, являются второстепенными.

Историческое развитие человечества, по мнению А.С. Хомякова, определяется главным образом созидательной деятельностью общества и направлено в будущее, в то время как задача государства сводится к тому, чтобы приспособиться к текущим условиям жизни. Основная опасность здесь заключается в постоянном стремлении государства противопоставить себя обществу, определяя собственные цели развития. Деятельность последнего имеет характер принуждения, и в нем преобладает определенная условность.

Славянофилы, отвергая государственность, выдвигали собственный социальный идеал в виде общества, где главной ячейкой была крестьянская община. Поэтому построение социального идеала состояло, по их мнению, в переустройстве уже имеющихся форм организации жизнедеятельности общества. С этой позиции славянофилы критиковали западных социалистов, которые, как они считали, направляли свою деятельность на уничтожение существующего социального порядка, а не на созидание более совершенного.

Вопрос о политических взглядах А.С. Хомякова и особенно его отношение к монархии не так прост, как трактуется авторами работ, где славянофилы предстают как апологеты самодержавия. И даже тот факт, что во многих статьях славянофилов можно встретить позитивные высказывания в адрес царской власти, не делает проблему менее сложной.

Годы реакции, когда сторонники А.С. Хомякова подвергались активным преследованиям, убедили его в том, что не государь и его правительство, а только само общество в состоянии решить стоящие перед ним проблемы. В русской истории он особенно выделял таких монархов, как Алексей Михайлович и Елизавета Петровна, политическая активность которых была весьма условной, а общество имело свободу действий и народ не испытывал на себе жесткого административного давления.

В то же время А.С. Хомяков видел определенные позитивные моменты в самодержавии, которое противопоставлялось им западной демократии, где на установленной законом основе в результате голосования подавляется какая-то часть общества. Монарх брал на себя бремя решения всех политических вопросов, освобождая тем самым народ от этой обязанности.

А.С. Хомяков относился к самодержавию и к государству как к необходимым атрибутам жизни современного общества, которые в будущем при достижении всемирного братства народов должны потерять свое значение и отмереть. В любом случае он стремился предпринять определенные шаги в отношении изменения функций верховной власти.

Социально-политические воззрения А.С. Хомякова консервативны, но они имели определенные особенности, которые отличали их и выражались в анти-аристократизме и особом отношении к простому народу, и в первую очередь к крестьянству.

Страницы: 2 3 4 5 6 7

ОРДА ,..1) у тюркских и монгольских народов первоначально военно-административная организация, затем становище кочевников, в средние века - ставка правителя государства...2) Устаревший термин, обозначающий самую раннюю форму организации общества ("первобытное человеческое стадо")...3) В обиходном значении - многочисленное неорганизованное скопище людей.

УМЕ-ЭЛЬВ , река в Швеции. 450 км, площадь бассейна 26,7 тыс. км2. Истоки в Скандинавских горах, пересекает плоскогорье Норланд, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Средний расход воды 510 м3/с. ГЭС. Сплавная. Близ устья - порт Умео.

ПАРЮРА (франц . parure - убор, украшение), драгоценный набор украшений, подобранный по качеству и виду камней или по единству художественного решения. Малая парюра или полупарюра включала в зависимости от назначения 2-3 предмета: серьги, брошь, запонки. Большая или полная парюра включала до 15 различных предметов: диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты, кольца, пуговицы, застежки, шпильки и т. п.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru