Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной концепции А.С. Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного братства.
А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выделяли три основные группы противоречий между Востоком и Западом: религиозные, общественные и экономические. Специфика двух последних групп заключается в следующем. На Западе, с точки зрения А.С. Хомякова, развит дух разъединения, идет постоянная борьба партий и группировок за свои интересы и власть. В России он находит мир и согласие всех народов, что свидетельствует, по его мнению, о цельности и единстве всего общества. Объяснял эти различия А.С. Хомяков тем, что страны на Западе сложились в результате завоевания и насилия, а Россия образовалась путем добровольного согласия на объединение всех ее народов. Основу экономических противоречий славянофилы видели в характере форм собственности: на Западе – господство частной собственности, а в России – преобладание общинной.
Прогресс всякого общества представлялся А.С. Хомякову реализацией начал, заложенных в его основании в виде двух тенденций: развитие на основе первичных начал, главным из которых являлась религия и развитие под воздействием разумной силы личностей. Первую тенденцию он считал объективной, вторую же – субъективной. А.С. Хомяков рассматривал Россию как страну, готовую на уровне "первичных начал" к достижению социального идеала, но при этом решающую роль он отводил личному фактору. Между указанными тенденциями, по мысли А.С. Хомякова, необходима связь, имеющая характер любви и гармонии. Отсюда – личности, направляющие развитие общества, должны относиться к нему с любовью, оберегая веру народа и его традиции.
А.С. Хомяков придерживался мнения, что развитие общества должно происходить в процессе эволюции, полностью исключая всякое насилие. Революция им рассматривалась как голое отрицание, не имеющее никакого позитивного содержания.
Для социально-политических воззрений А.С. Хомякова характерен определенный политико-правовой нигилизм, который вполне объясним особенностями духовной жизни России начала 19в. Проявилось это в его трактовке законов. А.С. Хомяков противопоставлял юридические законы и нравственные, рассматривая первые как внешние, проходящие и временные, а вторые – как вечные и неизменные.
Юридические законы, по его мнению, должны соответствовать определенному уровню нравственности людей в обществе. Однако он признавал, что какая-то часть народа будет выше этого уровня, а какая-то - ниже. Задача государства, следовательно, заключается в необходимости регулировать законодательство в зависимости от уровня нравственности и морали. Абсолютных законов не бывает, и поэтому можно лишь стремиться к их достижению.
ДЕБЛИН (Doblin) Альфред (1878-1957) , немецкий писатель. В 1933-45 в антифашистской эмиграции; в 1951-56, уехав из ФРГ, жил во Франции. Романы: мистико-философский в духе экспрессионизма "Три прыжка Ван-Луня" (1915), социально-критический "Берлин, Александерплац" (1929), "Пощады нет" (1935). В тетралогии "Ноябрь 1918" (1918-50) революционные события в Германии осмысляются с моралистической, христианской позиций.
АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) (1923-30) , в Москве, объединение архитекторов, инженеров, художников (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А. М. Рухлядев, А. М. Родченко). Члены Асновы стремились к созданию художественно-выразительной архитектурной формы в синтезе с пластическими искусствами, на основе новейших строительных материалов и конструкций с учетом психофизиологических закономерностей восприятия объема, пространства, цвета.
ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ (линии) , оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в 16-17 вв. для защиты от кочевников. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была Большая Засечная черта.