Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
Страница 5

Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной концепции А.С. Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного братства.

А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выделяли три основные группы противоречий между Востоком и Западом: религиозные, общественные и экономические. Специфика двух последних групп заключается в следующем. На Западе, с точки зрения А.С. Хомякова, развит дух разъединения, идет постоянная борьба партий и группировок за свои интересы и власть. В России он находит мир и согласие всех народов, что свидетельствует, по его мнению, о цельности и единстве всего общества. Объяснял эти различия А.С. Хомяков тем, что страны на Западе сложились в результате завоевания и насилия, а Россия образовалась путем добровольного согласия на объединение всех ее народов. Основу экономических противоречий славянофилы видели в характере форм собственности: на Западе – господство частной собственности, а в России – преобладание общинной.

Прогресс всякого общества представлялся А.С. Хомякову реализацией начал, заложенных в его основании в виде двух тенденций: развитие на основе первичных начал, главным из которых являлась религия и развитие под воздействием разумной силы личностей. Первую тенденцию он считал объективной, вторую же – субъективной. А.С. Хомяков рассматривал Россию как страну, готовую на уровне "первичных начал" к достижению социального идеала, но при этом решающую роль он отводил личному фактору. Между указанными тенденциями, по мысли А.С. Хомякова, необходима связь, имеющая характер любви и гармонии. Отсюда – личности, направляющие развитие общества, должны относиться к нему с любовью, оберегая веру народа и его традиции.

А.С. Хомяков придерживался мнения, что развитие общества должно происходить в процессе эволюции, полностью исключая всякое насилие. Революция им рассматривалась как голое отрицание, не имеющее никакого позитивного содержания.

Для социально-политических воззрений А.С. Хомякова характерен определенный политико-правовой нигилизм, который вполне объясним особенностями духовной жизни России начала 19в. Проявилось это в его трактовке законов. А.С. Хомяков противопоставлял юридические законы и нравственные, рассматривая первые как внешние, проходящие и временные, а вторые – как вечные и неизменные.

Юридические законы, по его мнению, должны соответствовать определенному уровню нравственности людей в обществе. Однако он признавал, что какая-то часть народа будет выше этого уровня, а какая-то - ниже. Задача государства, следовательно, заключается в необходимости регулировать законодательство в зависимости от уровня нравственности и морали. Абсолютных законов не бывает, и поэтому можно лишь стремиться к их достижению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ТРЕФИЛОВ Виктор Иванович (р . 1930), украинский и российский ученый, академик АН Украины (1973), академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды в области материаловедения и физики твердого тела. Государственная премия СССР (1988).

УАЙЕТ (Wyeth) Эндрю (р . 1917), американский живописец, почетный член Российской АХ (1992; почетный член АХ СССР с 1978). Картины ("Молодая Америка", 1950) отличаются эмоциональной сдержанностью и лирической мягкостью, показывают значительность простых, обыденных явлений народной жизни.

ДЕРБИ (Derby) Эдуард Джефри Смит (лорд Стэнли) (1799-1869) , граф, премьер-министр Великобритании в 1852, 1858-59, 1866-68. В 1840-44 министр колоний. До 30-х гг. виг, затем тори. Правительство Дерби подавило восстания в Индии (1857-59) и Ирландии (1867); в 1867 провело парламентскую реформу, увеличившую число избирателей.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru