Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной концепции А.С. Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного братства.
А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выделяли три основные группы противоречий между Востоком и Западом: религиозные, общественные и экономические. Специфика двух последних групп заключается в следующем. На Западе, с точки зрения А.С. Хомякова, развит дух разъединения, идет постоянная борьба партий и группировок за свои интересы и власть. В России он находит мир и согласие всех народов, что свидетельствует, по его мнению, о цельности и единстве всего общества. Объяснял эти различия А.С. Хомяков тем, что страны на Западе сложились в результате завоевания и насилия, а Россия образовалась путем добровольного согласия на объединение всех ее народов. Основу экономических противоречий славянофилы видели в характере форм собственности: на Западе – господство частной собственности, а в России – преобладание общинной.
Прогресс всякого общества представлялся А.С. Хомякову реализацией начал, заложенных в его основании в виде двух тенденций: развитие на основе первичных начал, главным из которых являлась религия и развитие под воздействием разумной силы личностей. Первую тенденцию он считал объективной, вторую же – субъективной. А.С. Хомяков рассматривал Россию как страну, готовую на уровне "первичных начал" к достижению социального идеала, но при этом решающую роль он отводил личному фактору. Между указанными тенденциями, по мысли А.С. Хомякова, необходима связь, имеющая характер любви и гармонии. Отсюда – личности, направляющие развитие общества, должны относиться к нему с любовью, оберегая веру народа и его традиции.
А.С. Хомяков придерживался мнения, что развитие общества должно происходить в процессе эволюции, полностью исключая всякое насилие. Революция им рассматривалась как голое отрицание, не имеющее никакого позитивного содержания.
Для социально-политических воззрений А.С. Хомякова характерен определенный политико-правовой нигилизм, который вполне объясним особенностями духовной жизни России начала 19в. Проявилось это в его трактовке законов. А.С. Хомяков противопоставлял юридические законы и нравственные, рассматривая первые как внешние, проходящие и временные, а вторые – как вечные и неизменные.
Юридические законы, по его мнению, должны соответствовать определенному уровню нравственности людей в обществе. Однако он признавал, что какая-то часть народа будет выше этого уровня, а какая-то - ниже. Задача государства, следовательно, заключается в необходимости регулировать законодательство в зависимости от уровня нравственности и морали. Абсолютных законов не бывает, и поэтому можно лишь стремиться к их достижению.
ДЕНАТУРИРОВАННЫЙ СПИРТ (денатурат) , этиловый спирт-сырец, содержащий добавки красителя, окрашивающего спирт в сине-фиолетовый цвет, и специальных веществ, придающих ему неприятный запах и вкус. Растворитель лаков и политур. Ядовит.
ЕНИСЕЙ , река в Сибири. Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл. 3487 км (от истоков М. Енисея 4102 км), площадь бассейна 2580 тыс. км2. Протекает по Тувинской котловине, где называется Верхним Енисеем (или Улуг-Хем), а затем прорезает горную систему Зап. Саяна, Минусинскую котловину, течет по границе Зап. и Вост. Сибири. Впадает в Енисейский зал. Карского м. Самая многоводная река Российской Федерации, средний расход воды 19 800 м3/с. Главные притоки - Ангара, Подкаменная Тунгуска, Н. Тунгуска. На Енисее - Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска; морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство (главным образом в низовьях). На Енисее - города Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.
МНЕМОТЕХНИКА (от греч mneme - память и techne - искусство) ,1) то же, что мнемоника.2) Цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания ("отгадывание" чисел, предметов, дат и имен). Исполняется 2 артистами при помощи специально разработанного кода.