Бог есть любовь – в этом выражена нравственная сущность религиозной концепции А.С. Хомякова. Любовь, с его точки зрения, определяет не только духовную жизнь общества, но и его материальное благополучие. Любовь примиряет все противоречия в обществе и устанавливает отношения подлинного братства.
А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выделяли три основные группы противоречий между Востоком и Западом: религиозные, общественные и экономические. Специфика двух последних групп заключается в следующем. На Западе, с точки зрения А.С. Хомякова, развит дух разъединения, идет постоянная борьба партий и группировок за свои интересы и власть. В России он находит мир и согласие всех народов, что свидетельствует, по его мнению, о цельности и единстве всего общества. Объяснял эти различия А.С. Хомяков тем, что страны на Западе сложились в результате завоевания и насилия, а Россия образовалась путем добровольного согласия на объединение всех ее народов. Основу экономических противоречий славянофилы видели в характере форм собственности: на Западе – господство частной собственности, а в России – преобладание общинной.
Прогресс всякого общества представлялся А.С. Хомякову реализацией начал, заложенных в его основании в виде двух тенденций: развитие на основе первичных начал, главным из которых являлась религия и развитие под воздействием разумной силы личностей. Первую тенденцию он считал объективной, вторую же – субъективной. А.С. Хомяков рассматривал Россию как страну, готовую на уровне "первичных начал" к достижению социального идеала, но при этом решающую роль он отводил личному фактору. Между указанными тенденциями, по мысли А.С. Хомякова, необходима связь, имеющая характер любви и гармонии. Отсюда – личности, направляющие развитие общества, должны относиться к нему с любовью, оберегая веру народа и его традиции.
А.С. Хомяков придерживался мнения, что развитие общества должно происходить в процессе эволюции, полностью исключая всякое насилие. Революция им рассматривалась как голое отрицание, не имеющее никакого позитивного содержания.
Для социально-политических воззрений А.С. Хомякова характерен определенный политико-правовой нигилизм, который вполне объясним особенностями духовной жизни России начала 19в. Проявилось это в его трактовке законов. А.С. Хомяков противопоставлял юридические законы и нравственные, рассматривая первые как внешние, проходящие и временные, а вторые – как вечные и неизменные.
Юридические законы, по его мнению, должны соответствовать определенному уровню нравственности людей в обществе. Однако он признавал, что какая-то часть народа будет выше этого уровня, а какая-то - ниже. Задача государства, следовательно, заключается в необходимости регулировать законодательство в зависимости от уровня нравственности и морали. Абсолютных законов не бывает, и поэтому можно лишь стремиться к их достижению.
РОЗЕН Анна Васильевна (1797-1883) , баронесса, дочь В. Ф. Малиновского, жена декабриста А. Е. Розена. В 1830 последовала за ним в Забайкалье.
УРАЛ , территория между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В составе Урала: Уральская горная система, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского м. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Сев. Урал, Ср. Урал и Юж. Урал. Наиболее высокая точка - г. Народная (1895 м.). Реки принадлежат бас. Сев. Ледовитого ок. (Печора с Усой; Тобол, Исеть, Тура и др. относятся к системе Оби) и Каспийского м. (Кама с Чусовой и Белой, р. Урал). Много озер (Таватуй, Аргази и др.). На большей части Урала преобладают лесные ландшафты; на западном склоне главным образом темнохвойные елово-пихтовые леса (на Юж. Урале местами смешанные и широколиственные), на восточном склоне - светлохвойные сосново-лиственничные. На Юж. Урале - лесостепь и степь (большая часть распахана). В пределах Урала - Печоро-Илычский, Висимский, Ильменский, Башкирский заповедники. Месторождения железных, медных, хромовых, никелевых руд, калийных солей, асбеста, драгоценных камней, угля, нефти и др.
БЕЛАЯ ВЕЖА , см. Саркел.