Важнейшей своей задачей А.С. Хомяков считал обоснование соборного мышления на основе сознательного понимания веры. Осознание сущности веры позволит, по его мнению, прийти к соборному мышлению и в понимании связи христианства и крестьянской общины, которую он считал воплощением истинно христианской формы человеческого общежития.
Соборность во взглядах А.С. Хомякова означала также объединение России в целостный организм на основе общинного начала.
Соборность на уровне социального идеала А.С. Хомякова еще означала и воплощение коллективизма в обществе как приоритета общего над частным. Человек, в соответствии с этими понятиями, отказываясь от части своих прав, лишь возвышает себя.
Соборность, рассмотренная через призму социального идеала А.С. Хомякова, имеет и такую особенность, как отрицание всякого внешнего авторитета, что влечет за собой и отрицание государственности. Соборность рассматривается им в качестве истинной формы организации христианского общества. Поэтому достижение социального идеала понималось А.С. Хомяковым как возвращение к первооснове христианства, созидательная сила которого не была понята еще с апостольских времен, а развитие общества направлялось на созидание и укрепление западной государственности
Для религиозной концепции А.С. Хомякова характерно требование единства веры. Православная вера должна стать основой духовной жизни всех народов, а так как в каждом отдельном человеке, подверженном греху, вера субъективна, то она будет вызывать естественное чувство сомнения до тех пор, пока эта вера не пустит глубокие корни в реальную жизнь общества. Распространение христианства во всемирном масштабе может осуществляться, с точки зрения славянофилов, поэтапно. Первым шагом должно стать осознание основ веры в пределах России, следующим – распространение православия во всем мире Достижение же социального идеала остальными народами возможно, по его мнению, лишь путем их отречения от своей религии и полного покаяния. Объединение на основе случайного согласия не может быть гарантией единства всех народов, а государство не в состоянии выполнить эту роль. Только православие с его проповедью всеобщей любви является истинной верой, обеспечивающей связь людей с Богом.
ФРЕЙР (др .-исл. господин), в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов-ванов. Сын Ньерда, брат Фрейи; считался обладателем изготовленных карликами сокровищ, в числе которых был чудесный корабль Скидбладнир, которому всегда сопутствует ветер.
ЕРЕСИ (от греч . hairesis - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России - стригольников. В переносном смысле - отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
ХИЛЬДЕСХАЙМЕР (Hildesheimer) Вольфганг (1916-91) , немецкий драматург. Пьесы "Трон дракона" (1955, обработка "Принцессы Турандот" К. Гоцци), "Жертва Елена" (1955) и др., созданные под значительным влиянием "театра абсурда", содержат социально-критические мотивы.