Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как «государственный переворот». Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств, увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий. Теперь голос одного помещика равнялся голосам 7 горожан, 30 крестьян или 60 рабочих. Период, который открывался Манифестом 17-го октября 1905 года, когда была сделана первая в истории попытка сочетать самодержавный режим с конституционной формой правления, пришел к концу. “Проклятый закон”, как прозвали в народе новый закон о выборах, вновь возвращал страну к самодержавию.
На данном этапе победа была, несомненно, на стороне царской власти. Страна, уставшая от двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. Правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались утверждением представленных ей законов. Таким образом, государственный переворот 3-го июня 1907 года знаменовал собой поражение революции 1905 года и явное возражение самодержавия, которому удалось отказаться от большинства уступок, вырванных под давлением оппозиции 17-го октября 1905 года. Однако 1907 год никоим образом не был возвратом к 1904 году. По словам Витте, “революция в умах” и сила ее превосходила силу существующего режима. Страна пробудилась к политической жизни, самодержавие не представлялось отныне единственно возможной формой правления, вопрос о выборе режима стоял на повестке дня. Поначалу, в 1905 году, казалось, что от такого политического “пробуждения” выиграли либералы. Они лучше других выражали требования низших слоев, но в 1907 году их время было упущено, и попытка укоренить Думу на почве новой государственной законности провалилась. Концепция либеральной парламентской революции, которая могла бы привести мирным путем к конституционной демократии, потерпела поражение. Вместе с тем либералы хотя и не обладали реальной властью,. Но составляли большинство в обеих Думах и оказались достаточно приближенными к власти, чтобы тем самым дискредитировать себя в глазах значительной части народных масс, руководство которыми они не взяли на себя из-за страха перед яростью стихии. Народное движение все больше попадало под влияние других идей, в особенности социалистических. В итоге события 1905-1907 гг. не привели Россию к политической интеграции с демократическими режимами остальных европейских стран. Они всего лишь подорвали доверие к либералам и усилили конфронтацию между представителями крайних течений.
ХЕРИШЕФ (др .-егип. находящийся на своем озере), в египетской мифологии божество Фаюмского оазиса, бог-покровитель Гераклеополя. Почитался как один из богов плодородия и воды, покровитель рыболовства; изображался в виде человека с головой барана.
ЕВРИПИД (ок . 480 до н. э. - 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них - на европейскую драматургию.
РАЗУМОВСКИЙ Андрей Кириллович (1752-1836) , российский государственный деятель, дипломат, князь (с 1815). Сын К. Г. Разумовского. В 1790-99 и 1801-07 посол в Вене, сторонник российско-австрийского союза. Один из руководителей российской делегации на Венском конгрессе. 1814-15.