Специфика сложившейся ситуации в России определяет характер политических конфликтов, а отсутствие необходимого теоретического задела для всестороннего анализа нынешнего состояния страны и выработки эффективных мер по разрешению или предупреждению многочисленных конфликтов, серьезно осложняет поиск путей к согласию в обществе. Поэтому можно предположить, что важнейшим направлением научных поисков в ближайшее время будет исследование развития конфликта между бюрократией, концентрирующей в своих руках власть, и основной массой населения, за исключением некоторых новых социальных групп, заинтересованных в действующем политическом режиме.
Проводимая под давлением сверху экономическая реформа входит в противоречие с исконно русским менталитетом. Установка на личный успех, индивидуализм противостоит таким исторически сформировавшимся российским ценностям, как соборность, коллективизм. Большинство опрошенных в ходе социологических исследований людей, до сих пор видят в государстве гаранта их материального благополучия и социальной справедливости . Когда же государство отказывается, или оказывается неспособным гарантировать ожидаемое, оно вызывает недовольство, адресованное, в первую очередь, государственному аппарату.
В дореволюционной России этнические проблемы были амортизированы с помощью двух главных механизмов. Во-первых, губернская система управления заранее лишала этносы политической субъектности. Во-вторых, отношения личности и государства в этническом аспекте опосредовались принципом вероисповедания. Наряду с общегражданской и сословной идентичностью существовала конфессиональная (православный, католик, иудей и т.п.) идентичность. Другое дело, что вероисповедание нередко воспринималось как национальность, - например, по отношению к подданным Российской империи «католик» почти всегда означало «поляк».
Российское государство приветствовало и поддерживало крещение иноверцев, стимулируя формирование метаэтнического христианизированного русскоязычного имперского пространства. Столь же усиленно поощрялся переход инославных христиан (т.е. католиков и протестантов) в православие. Такие установки дореволюционной империи позволили сложиться мнению, что этнический компонент был привнесен в российское политическое сознание коммунистическим режимом, а до него общество находилось в состоянии почти полной этнополитической индифферентности. Об этом говорил А. Солженицин в своей знаменитой статье «Как нам обустроить Россию», оговариваясь насчет «прискорбного вопроса» - еврейского вопроса. Однако этнополитические напряжения в Российской империи отнюдь не исчерпывались им.
ХАЙНАНЬ , пролив между о. Хайнань и п-овом Лэйчжоу, у берегов Китая. Соединяет Юж.-Китайское м. с северной частью зал. Бакбо. Длина 93 км, наименьшая ширина 18,5 км, наименьшая глубина на фарватере 36 м. Порт - Хайкоу.
ЦЗЯНСИ , провинция в Вост. Китае, в бассейне Янцзы. 160 тыс. км2. Население 39 млн. человек (1992). Административный центр - Наньчан.
ШИККАРД (Schickard) Вильгельм (1592-1635) , немецкий математик и астроном. Изобрел и построил первую работающую модель механического вычислительного устройства, первый механический (коперниканский) планетарий, демонстрирующий положение Солнца, Земли и Луны. Наблюдал метеоры из разных пунктов для определения их траектории.