Это мнение в 1930-е гг. выражала не только правая русская эмиграция, но и многие демократы, как уже упомянутый Г.П. Федотов: «Формой новой демократии призвана стать демократия корпоративная… Современный человек из всех социальных связей сохранил и развивает
преимущественно связи профессионально-корпоративные. Профессиональная структура является единственным наследником, которому умирающая партийная демократия может передать свое наследство».
Конечно, в сословном строении общества ничего принципиально нового не было. Это было свойство органичного общества до его разложения либеральной демократией. Когда опасность этого стала заметна и в России, Л.А. Тихомиров задолго до фашизма писал в началеXX в. о корпоративизме в условиях монархии:
«Необходимо заботиться о поддержании здорового социального строя…, при котором необходимое расслоение нации на слои и группы производится без помех, но и без доведения до разрыва, до забвения общности интересов . Социальная организация, во всех ясно обозначившихся классах, должна быть обязательною . Зародыши солидарности имеются повсюду, не только между различными слоями рабочих, но даже между самими рабочими и хозяевами . Разнородность слоев . требует, чтобы каждый из этих слоев был организован в особую корпорацию, но чтобы имелась и общая для всех организация, объединяющая их в том, где они являются сотрудниками одного целостного дела»*.
Попытка возрождения корпоративизма в 1930-е гг. стала уже явлением национальной защиты от всевластия мировой финансовой олигархии в условиях победившей демократии. Корпоративная структура (сохраняющая цельность нации) и авторитарная власть ограничивают всесилие "денежной аристократии", которая вольготно чувствует себя в разобщенном обществе, именно поэтому навязывая всему миру свое понимание демократии как отсутствие единых национальных и духовных ценностей.
На фоне общемирового кризиса 1930-х гг. убедительным аргументом в пользу корпоративизма были и его социально-экономические успехи. Например, в Германии с 1932 по 1938 гг. национальный доход увеличился почти в два раза, исчезла безработица (составлявшая до того около 30 %), резко улучшился как демографический, так и внешнеторговый баланс. Но этот опыт консервативных движений Европы оказался отвергнут результатами Второй мировой войны и замолчан - главным образом из-за его отождествления с расистским гитлеровским режимом (ибо у преступных режимов не принято выискивать положительные черты).
Эти разумные черты были особенно очевидны в Испании и Португалии. Упомянутый выше профессор А.В. Карташев писал об Испании и Португалии как о «неожиданном факте возрождения в новых формах христианского государства . Здесь душой всех реформ стала христианская идеология». Но они уже не могли в одиночку устоять перед натиском демократий.
ЖЕРИКО (Gericault) Теодор (1791-1824) , французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения ("Плот Медузы", 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи ("Дебри в Эпсоме", 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
ОРБЕЛЯН Константин Агапаронович (р . 1928), армянский композитор, народный артист СССР (1979). С 1956 художественный руководитель Государственного эстрадного оркестра Армении. Балет "Бессмертие" (1969), 2 симфонии, струнный квартет, песни и др.