Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Тоталитарная идеология в Советском Союзе
Страница 7

В отличие от немцев, советский народ о сущности соцреализма и о его принципах узнавал не непосредственно из уст своего вождя. Эти принципы вызревали где то в верхах советского партийного аппарата, доводились на закрытых заседаниях избранной части творческой интеллигенции , а затем дозировались в печать.

Окончательную формулировку соцреализм получил на первом всесоюзном съезде советских писателей выступление Жданова: « Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ . Какие обязанности накладывает на вас это звание. Это значит во-первых., знать жизнь, что бы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво , не просто как « объективную реальность » , а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма. » .

Если в Германии в этот период объектом культурной политики нацизма в первую очередь оказалось изобразительное искусство ; так как на первом этапе развития тоталитарной революции основное значение приобретает прямое воздействие на массы: живопись , скульптура, и графика, имеющие некоторое преимущество перед литературой в качестве средства наглядной агитации ; то в России главный удар был направлен на литературу, так как 30-м годам изобразительное искусство было уже приспособлен к нуждам режиму: « правдивое изображения » советской действительности стало творческим кредо большинства советских художников еще до соцреализма . Теперь надо было привести « в порядок » и всю остальную литературу. И на съезде писателей кроме ждановской формулировки были высказаны, по сути , все основополагающие идеи, составляющие плоть и кровь доктрины соцреализма.

В основе съезда лежал культ вождя и его единодушное одобрение. Этот съезд довел до небывалых еще масштабов культ Сталина. Все остальные ораторы приписывали ему роль архитектора и кормчего во всех отраслях советской жизни, в том числе в литературе и искусстве.

По сути съезд сформулировал художественную идеологию , которая в одинаковой степени применима как к соцреализму так и к принципам Фюрера.

Главный принцип тоталитарной художественной идеологии - принцип партийного искусства, который требовал, что бы художник смотрел на действительность глазами партии и изображал реальность не в ее плоской эмперии, а в идеалы ее « живого » ( по Гитлеру ) или «революционного » ( по Жданову ) развития по направлению к великой цели.

Осуществление этих принципов приведет к высочайшему развитию культуры , а пока оба идеологических островка надежды и бастиона прогресса захлестывались морем маразма и разложения . В такой ситуации правомерно требовать от художника всех сил и карать не согласных. Так как великая цель оправдывает все средства для ее достижения. Она заключалась в создании не только нового общества , но и его строителя и обитателя, чья психология, идеология , этика, эстетика формировались бы по законам единственно правильного течения : концепция Нового Человека в качестве сверх задачи зримо или не зрима присутствует в любой тоталитарной культуры.*

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ЖИЛИНСКАЙТЕ Витауте (р . 1930), литовская писательница. Сатирические и юмористические рассказы, повести (сборники "И я козлов пасла", 1965; "Парадоксы", 1973; "Как убить время", 1987) пародируют стереотипы общественного сознания, литературные штампы. Произведения для детей.

СЦЕГЕННЫЙ (Sciegienny) Петр (1801-90) , организатор (1844) революционного Крестьянского союза в южных районах Королевства Польского, ксендз. Сослан царскими властями на каторгу (до 1861).

ОНИСИМ (ум . ок. 109), апостол от 70-ти, ученик апостола Павла (Послание к Филимону 1:10), епископ в Эфесе, проповедовал Христа в Малой Азии, Греции и Испании. Пострадал в Риме в гонение императора Траяна. Память в Православной церкви 4 (17) января и 15 (28) февраля, в Католической 16 февраля.



Copyright © 2025 www.politicaledu.ru