Сионизм возник как один из придатков империалистической идеологии. В августе 1897 года в Базеле (Швейцария) на первом международном съезде сионистов была основана Всемирная сионистская организация (В.С.О.). Несколько позднее возникло образованное ею международное сионистское акционерное общество – Еврейский колониальный трест. Свою деятельность организованный сионизм начал с подлога. Выяснилось, что его не устраивает дата собственного рождения. Сионистские и просионистские круги (для внешнего потребления) активно распространяли миф о том, что сионизм "стремящийся создать еврейское государство"; древен как мир, ибо "евреи в течение тысячелетий лелеяли мечту о возвращении в Палестину". Примечательно, что распространению этого мифа уделяется не меньшее внимание и в наши дни.[48]
Современный сионизм – это идеология, разветвленная система организации и политическая практика крупной еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав. Основным содержанием сионизма является воинствующий шовинизм и антикоммунизм.[49]
Составную часть реакционной идеологии сионизма составляет положение об "извечности антисемитизма", о том, что "всегда и везде евреи будут ненавидимы инородцами, иноверцами" и единственный ответ на это – "ответная ненависть".
Вопреки утверждениям сионистов, извращающих и фальсифицирующих факты, антисемитизм не является вневременной категорией. Он – не вечен, а имеет вполне конкретные временные и исторические координаты.[50]
Было время, когда даже сионистские идеологи не рисковали отождествлять евреев с сионистами, а антсионистов – с антисемитами. Лишенное оснований отождествление еврея с сионистом, а в настоящее время Израиля с сионизмом – это относительно новое явление. В настоящее время сионистские идеологи особенно рьяно стараются выдать любую критику политики израильского правительства за нападки на государство Израиль, любое требование ухода с захваченных территорий – за антиизраильскую позицию, любое осуждение сионистской идеологии – за антисемитский выпад.
Подобным отождествлением преследуются различные цели.
Первая цель. Сионистская пропаганда нуждается в таком отождествлении для укрепления сионистской теории. Посредством этого можно "найти" антисемитизм там, где его нет и в помине, например, в Советском Союзе.
Вторая цель. Указанное выше отождествление дает сионизму возможность уклониться от любой деловой полемики с антисионистами. Оно направлено на то, чтобы приглушить всякую критику теории и практики сионизма, ибо кто дерзнет выступить в качестве антисемита?
Третья цель. Такое отождествление препятствует повышению классового и патриотического сознания израильского народа, поскольку все те, кто выступает против сионизма, заранее объявляются предателями.
Пятая цель. Сионистская пропаганда использует такое отождествление для того, чтобы потребовать от каждого еврея, живущего в капиталистической стране, вне Израиля, придерживаться официальной политики Израиля и сионистской теории.[51]
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
БУКОВСКИЙ (Bukovskis) Левс (1910-84) , латышский скульптор, народный художник Латвии (1976), член-корреспондент АХ СССР (1975). Исполненные суровой героики памятник борцам Революции 1905 на кладбище Матиса в Риге (1956-59); мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (1961-67, с соавторами; Ленинская премия, 1970).
ГЕМОРРАГИЯ (от гемо ... и греч. rhegnymi - прорываю), истечение крови из сосудов при нарушении целостности, проницаемости их стенок (кровотечение, кровоизлияние); см. также Геморрагический диатез.