Ошибочность представления людей, что проблемы можно решить путем изменения политической системы, хорошо продемонстрирована в Библии, в 1-й книге Царств (8:3-7). Суть описываемой там ситуации состояла в следующем: сыновья Самуила, которых он поставил судьями над Израилем, выполняли свои обязанности гораздо хуже своего отца, "судили превратно", "брали подарки" и т.д. И какой же выход из создавшегося положения предложили старейшины, пришедшие к Самуилу? Вместо того, чтобы как-то воздействовать на его сыновей убеждением или попросить Самуила назначить других судей, они попросили его поставить над ними царя, как было у других народов.
Но ведь такая просьба - это не что иное, как просьба изменить политическую систему: так сказать, теократию сменить на монархию. Иначе говоря, они думали решить проблему путем изменения системы и их просьба отражала веру не в Бога их отцов, а в Систему, то есть, по сути, это был тот же самый "реверсизм", который так характерен для сегодняшнего мышления. И хотя Самуил выполнил их просьбу и помазал над Израилем царя, он ясно дал понять, что Богу такая просьба неугодна - (1-я Царств 8:6-7); " .И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царстовал над ними". И в другом месте; " .велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя" (1-я Царств 12:17).
Примерно о том же говорил Иисус Христос (От Луки 17:20-21): " .не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "вот, оно здесь", или "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть".
Другими словами, ошибочна попытка искать Царствие Божие вне нас - в расчете на то, что оно может существовать "приметным образом" - в виде идеальной системы или структуры; но оно "внутри нас есть", то есть в людях заложена способность отличать добро от зла и истину от лжи, и потенциально, при желании, люди могут сделать свою жизнь более счастливой, стать более цивилизованными, если будут просто стремиться не делать зла и заботиться о правильности своего мировоззрения, своих взглядов. "Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам" (Матф. 6:33). У нас же традиционно (и православное духовенство очень мало с этим борется) поиски Царства Божия, то есть Истины подменяются поисками оптимальной социальной структуры. Это, пожалуй, и есть главная ересь нашего российского мировоззрения, ересь, которая открыла в свое время дорогу коммунистическому эксперименту, а в последнее время именно эта же ересь движет людьми, проводящими у нас "либеральные" реформы.
Поэтому наивной выглядит распространенная вера в то, что если у нас будет, "как в Америке", - президент, парламент, "система сдержек и противовесов", "разделение властей" и т.п., - это сделает нашу страну демократической, свободной и процветающей.
Нужно понять, что если в США высокий уровень жизни и цивилизованности, высокоэффективная экономика и демократическая политика, то причина этого - отнюдь не "система сдержек и противовесов" и не "разделение властей". Это все играет, конечно, большую роль, но является, в свою очередь, следствием, а не причиной. Причина же - истинная причина или первопричина - совершенно иная и ее никто не скрывает: она написана на их валюте, на каждом американском долларе:
ШАТРОВ (наст . фам. Маршак) Михаил Филиппович (р. 1932), русский драматург. В пьесах "Шестое июля" (постановка 1964; одноименный фильм, 1968), "Синие кони на красной траве" (1979), "Так победим!" (постановка 1982; Государственная премия СССР, 1983), "Дальше... дальше... дальше!" (1988) - попытка осмысления драматизма идеологической и политической борьбы в период революции 1917, отказ от карикатурного изображения оппонентов большевиков. Пьесы на современные темы ("Погода на завтра", 1974).
ЖАНЕ (Janet) Пьер (1859-1947) , французский психолог и психопатолог. Основой неврозов считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Рассматривал психологию как науку о поведении, разработал сложную иерархическую систему форм поведения от рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий.
ШАКУРОВ Сергей Каюмович (р . 1941), российский актер, народный артист России (1991). В 1978-87 в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского (сыграл главную роль в спектакле "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, 1980), в Московском ТЮЗе сыграл Иванова ("Иванов и другие" А. П. Чехова, 1993). Снимался в фильмах: "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Сибириада", "Спасатель", "Армавир!" и др. Государственная премия СССР (1980).