Во время выборов телевидение используется для: размещения скрытой политической рекламы, теледебатов, телеобращений, участия в ток-шоу. Во всех странах, где есть государственные каналы, правящие партии имеют на них режим наибольшего благоприятствования[25].
Добровольные помощники. Широко используются в избирательных кампаниях от президентских до местных. В основном они занимаются расклейкой листовок, организацией встреч с кандидатами, акциями типа «канвасинга»[26], которая состоит в поквартирном обходе как можно большего числа избирателей.
Встречи с кандидатом. Особенно велико значение такой формы агитации на региональных и местных выборах, так как здесь кандидат может обойти значительное количество избирателей. На президентских выборах и выборах в парламент встречи имеют рекламный характер, одной из задач решаемых с помощью данной акции, является задача показать кандидата таким же как простые люди, близким им.
Таким образом избирательная кампания состоит из двух этапов, подготовительного этапа и агитационной кампании. Подготовительный этап наиболее длительный, в это время кандидаты решают следующие задачи. Во – первых, правильно оценив собственные возможности, поставить перед собой реальные цели, во – вторых, правильно распределить собственные ресурсы, в – третьих, используя научный подход к психологии избирателя, выявить его интересы, ценности, ожидания, использовать эти данные для формирования политической платформы и имиджа кандидата, для разработки стратегии, в – четвертых, скрупулезно проработать технологию предвыборной борьбы вплоть до мельчайших деталей. Все это должно найти свое отражение в плане избирательной кампании, составление которого является завершающей фазой этого этапа.
Агитационная кампания - в первую очередь добросовестное выполнение задуманного и мгновенная, по возможности адекватная реакция на изменение обстановки. Главное здесь – организация проведения кампании. Формы агитации можно условно разделить на непосредственные и опосредованные если положить в основу классификации степень общения кандидата в депутаты с избирателями. К непосредственным формам относятся публичные выступления кандидата, его встречи с избирателями, обращения в прямом эфире. К опосредованным — агитация за кандидата в СМИ, листовки, плакаты, а также другие устные и письменные формы агитации, непосредственно не связанные своим авторством с кандидатом.
Глава 2. Российские избирательные технологии:
особенности, тенденции развития
(1993-1998)
Специфика российских технологий избирательных кампаний определяется особенностями политической жизни нашей страны, и рассматривать их вне исторической обстановки в которой они зародились и развиваются представляется неверным, поэтому необходимо остановится на этом вопросе и вкратце описать те стороны политической жизни России, которые непосредственно влияют на избирательные технологии. История демократических выборов начинается в нашей стране с 1989-1990 гг., само собой разумеется, за такой короткий срок, не успели еще сложится: политическая культура, навыки электоральной борьбы, индустрия грамотной политической рекламы. Только формируются навыки политической борьбы в условиях демократии. Большинство кандидатов в депутаты – новички, ни разу не участвовавшие в выборах, или участвовавшие в них один раз. Естественно по этой причине совершается много элементарных ошибок. С 1917 до 1989 года в России (тогда еще СССР) ситуация была превосходная, ни о богатстве выбора, ни об альтернативах на выборах не могло быть и речи, советский народ валом валил на избирательные участки (примерно 99,8% избирателей) и дружно голосовал за единственного кандидата от блока коммунистов и беспартийных. В настоящее время все гораздо сложней, приходится думать, а это всегда тяжело, выбирать, САМОМУ!!! А делать это самостоятельно, без указки сверху за семьдесят лет разучились. Как следствие, шараханья из стороны в сторону, когда на одних выборах голосуют за кандидата занимающего определенную позицию, на следующих, за «товарища» придерживающегося прямо противоположных взглядов. Да, что там, на одних и тех же выборах в нижегородской области, например в 1993 году, среди партий лидеры ЛДПР, КПРФ, АПР, а в одномандатных округах победили реформаторы, позднее примкнувшие к фракциям «Яблоко» и «Союз 12 октября»[27], так было и в 1995 году, по данным ВЦИОМ в начале этого года только 43% избирателей имели определенную политическую ориентацию, остальные 57% - были неспособны сделать сознательный выбор не только «своей» партии, но и самых общих политических приоритетов и ценностей. Еще одной причиной указанного поведения людей, кроме отсутствия умения выбирать, то что, «положения групп людей в социальном пространстве в современном российском обществе оказались сдвинутыми, открывшиеся перспективы неопределенными. … Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос в чем состоит выгода или интерес того или иного человека и даже более широко – той или иной социальной группы»[28]. Вследствие этого, «главным признаком российской политики является практически полное отсутствие социально – слоевой идентификации политических партий. Многочисленные попытки отдельных партий и лидеров установить предполагаемую классическими политическими учениями «принципиальную координацию» между партией с её доктриной и соответствующим социальным слоем многократно и красноречиво проваливались»[29]. А если человек (социальный слой) четко не осознает в чем его интерес, он не может выбрать партию, которая этот интерес выражала бы. В результате шараханья и метания, о которых уже рассказывалось и дополнительная «головная боль» имиджмейкирам.
ИНДИЯ (на языке хинди Бхарат) , Республика Индия, государство в Юж. Индии. 3,3 млн. км2. Население 897 млн. человек (1993). Индия - многонациональное государство; наиболее многочисленны хиндустанцы, телугу (андхра), маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, малаяли, пенджабцы и др. Городское население 25,7% (1993). Официальные языки - хинди и английский; в штатах - официальные национальные языки. Верующие (%): индуисты 83, мусульмане 11, остальные - христиане, сикхи и др. Индия - федеративная республика, в составе 25 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения. Столица - Дели. Входит в Содружество. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Омывается Индийским ок., Аравийским м. и Бенгальским зал. Большая часть п-ва Индостан занимает Деканское плоскогорье, на севере - Индо-Гангская равнина и высочайшие горы Земли - Гималаи (высота в Индии до 8126 м, г. Нангапарбат) и Каракорум. Климат преимущественно тропический, на севере - тропический муссонный. На равнинах средние температуры января от 15 оС на севере до 27 °С на юге, мая 28-35 °С. Осадков от 60-100 мм в год в пустыне Тар на западе страны, 300-400 мм в центральных районах Декана, 3000-6000 мм в Вост. Гималаях и на внешних склонах Гат, до 12 тыс. мм в Черапунджи на плато Шиллонг (самое влажное место на Земле). Основные реки - Ганг, Брахмапутра, Инд. Тропические леса, саванна и кустарниковая полупустыня. В горах - высотная поясность. Национальные парки Казиранга, Гирский, Лес, Манас и др.; многочисленные резерваты. В сер. 3-го тыс. - 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. в долине р. Инд существовала Хараппская цивилизация. Крупные государственные образования - со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Важнейшие из них - Магадха, государство Гуптов, Делийский султанат, государство Великих Моголов. С нач. 16 в. происходило постепенное завоевание Индии европейцами (португальцами, голландцами, французами, англичанами). Англичане в результате войн с европейскими соперниками, англо-майсурских войн, англо-маратхских войн, англо-сикхских войн и других к сер. 19 в. подчинили всю Индию. Она была превращена в объект прямого грабежа, жестокой налоговой эксплуатации, в источник сырья и рынок сбыта для английских фабричных товаров. После подавления антиколониального Индийского восстания 1857-59 территория Индии, управлявшаяся английской Ост-Индийской компанией, попала в прямое подчинение британской короны. Спецификой Индии явилось господство освященной индуизмом общинно-кастовой социальной структуры (см. Касты). В кон. 19-20 вв. стала объектом приложения английского капитала, усилилось развитие индийского капитализма. В кон. 19 в. национально-освободительное движение возглавила партия Индии национальный конгресс. Создание массовых общественно-политических организаций, кампании гражданского неповиновения, проводившиеся Индийским национальным конгрессом под руководством его лидера М. Ганди, ослабили позиции колониальных властей. После 2-й мировой войны английское правительство вынуждено было предоставить Индии права доминиона, разделив страну (1947) на 2 части - Индийский Союз (с преобладающим индуистским населением) и Пакистан (с преобладающим мусульманским населением). Пришедшее к власти в Индийском Союзе правительство Индийского национального конгресса провозгласило 15 августа 1947 года независимость Индии. В 1950 Индийский Союз стал Республикой Индией. Во главе независимого индийского государства (до марта 1977) находилась партия Индийский национальный конгресс (ИНК). Правительство возглавляли один из лидеров национально-освободительной борьбы Дж. Неру (до 1964) и его дочь И. Ганди (с 1966). Были проведены аграрные реформы, создан государственный сектор в промышленности, взят курс на индустриализацию и подъем сельского хозяйства при некотором ограничении деятельности частного капитала. В 1980-89 и с 1991 у власти правительство ИНК (И). Индия - аграрно-индустриальная страна. Доля в ВВП (1991, %): сельское хозяйство (включая лесное хозяйство и рыболовство) 32, промышленность 21. Экономика многоукладна. Госсектор, составляющий 28% ВНП (1993), занимает ведущие позиции в военных отраслях промышленности, атомной энергетике, транспорте и связи. В сельском хозяйстве преобладают мелкие и мельчайшие хозяйства. Обрабатывается 165 млн. га (св. 2/5 территории), под посевами 141 млн. га (ок. 35 млн. га засевается дважды в год). Орошается св. 20% сельскохозяйственной площади. Основные продовольственные культуры: рис, пшеница, просяные, бобовые, масличные. Индия занимает одно из первых мест в мире по производству сахарного тростника, арахиса, чая, джута, клещевины, хлопка. Производят каучук, кофе, пряности. Крупный рогатый скот (ок. 1/4 мирового поголовья), козы, овцы, а также свиньи, верблюды, птица. Шелководство. Рыболовство. Добыча марганцевой руды и слюды (одно из первых мест в мире), железной руды, угля, бокситов, нефти и др. Производство электроэнергии 287 млрд. кВт·ч (1992), в т. ч. 3/5 на ТЭС, 1/3 на ГЭС, имеются АЭС. Традиционные отрасли промышленности: текстильная (главным образом джутовая, хлопчатобумажная), пищевкусовая (сахарная, табачная), кожевенно-обувная; имеются нефтеперерабатывающие, цементные, бумажные, стекольные предприятия. Развиваются черная и цветная металлургия, химическая промышленность, Машиностроение. Ок. 40% промышленного производства Индии дает мелкая и кустарная промышленность. Длина (1992, тыс. км) железных дорог ок. 62,2, автодорог 2037, речных судоходных путей 14. Тоннаж морского торгового Флота 10366 тыс. т. дедвейт (1992). Экспорт: машины и оборудование, одежда, кожа и изделия из нее, химические товары, хлопчатобумажные ткани, джутовые изделия, железная руда, чай, кофе, специи, орехи кешью, консервы, рыба и морепродукты, бриллианты и др. Основные внешнеторговые партнеры: США, Япония, Германия, Великобритания, Бельгия, Россия. Денежная единица - индийская рупия.
БАРАННИКОВ Алексей Петрович (1890-1952) , российский филолог, академик АН СССР (1939). Труды по средневековым и новым индийским языкам, древнеиндийской литературе, языку, быту, фольклору и истории изучения цыган.
ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ , на Украине. 31,4 тыс. км2. Население 3 164 тыс. человек (1991). 16 городов. Адм. ц. - Харьков.